Полетать над Дедом Морозом
Территорию бывшего аэропорта в Тотьме застроили коттеджами. Фото: Антон Кривенюк

Территорию бывшего аэропорта в Тотьме застроили коттеджами. Фото: Антон Кривенюк

Смогут ли жители удаленных вологодских районов летать в областную столицу на самолетах

Аэропорты Вологодской области открывают для малой авиации. Пока что только для туристических самолетов. Тем не менее, губернатор области Олег Кувшинников не исключил, что в обозримом будущем могут быть разконсервированы и реконструированы аэропорты в удаленных райцентрах. Корреспондент «Русской планеты» попытался разобраться в том, смогут ли  в ближайшее время вологодцы пользоваться услугами малой авиации.

Через несколько месяцев, в майские праздники, достопримечательности Вологды можно будет осмотреть с самолета Ан-2. Заработает программа возрождения малой авиации в Вологодской области. Ее областные власти рассматривают в качестве ресурса для дальнейшего развития туризма.

– В этом проекте речь идет о возможности создать воздушный коридор для частных самолетов, базирующихся в основном в Москве и Санкт-Петербурге. Пока область для них закрыта и вообще география их полетов узкая, они летают как будто по кругу. Маршрут Череповец-Вологда-Великий Устюг может быть им интересен. Корпорация развития (Вологодской области — Примеч. РП), кажется, собирается разработать для них маршрут с посещением достопримечательностей. Так что маршрут выходного дня может получиться тут интересным, — рассказал «Русской Планете» генеральный директор «Вологодского авиапредприятия» Валерий Жоголев.

Планируется, что прилететь на Вологодчину на собственном самолете станет возможным уже к лету. С собой также можно взять родственников или друзей, но полеты не могут быть коммерческими. Билеты на рейс, к примеру, в Великий Устюг, где можно посмотреть на Деда Мороза продавать нельзя.

Между тем, из Вологды или Череповца в большинство городов и районных центров тоже, возможно, было бы легче летать, чем ездить. Рейсовый автобус до самого дальнего на востоке региона районного центра — Кичменгского Городока — из областного центра едет больше восьми часов — 500 километров пути.

В Великий Устюг сейчас добираются или поездом из Москвы в Котлас (семнадцать часов) и на автобусе (еще час), или на своей машине через Вологду. Чем ближе к Устюгу, тем хуже дорога. В общем, это утомительный путь, особенно для детских туристических групп, которые до резиденции Деда Мороза едут по 10-15 часов. В Великом Устюге есть действующий аэропорт, но улететь оттуда можно только в Череповец. А между тем, двадцать лет назад регион мог похвастаться своей авиацией.

Еще в середине 80-х годов прошлого века автомобильная дорога, ведущая из Вологды на восток области заканчивалась в городе Тотьма, где кстати, тоже был аэропорт. Дальше — еще шесть районов. Добраться до них автотранспортом не было никакой возможности. От Тотьмы в глухой лес уходила даже не дорога, а колея. По ней можно было скорее дойти, чем доехать до близлежащего Тарногского района.

– В советское время мы возили скот по этой дороге на мясобойни в Тотьме и в Вологде. Зимой дорога была нормальная. В распутицу не ездили. Летом, в сухую погоду можно было проехать. Но там был участок длиной 17 километров, который в дожди становился совершенно непроходимым. Однажды мы застряли там на двое суток, пока выволакивали грузовики из грязи. Пассажиров старались с собой не брать, никогда не знали, что будет по дороге. Население всегда пользовалось авиацией. От нас летал ЯК-40 в Вологду, — говорит Дмитрий Поназырев, житель села Верховье в Тарногском районе еще помнит времена бездорожья.

Когда-то самолет Ан-2 — «кукурузник» был самым популярным транспортным средством в Вологодской области. Аэродромы были в каждом районном центре. Возили не только людей, но и грузы, даже рыбу в бочках и вологодское масло. В восточных районах Вологодчины, возможность летать самолетом была индикатором уровня благосостояния.

– Считалось высшим пилотажем добыть цветы для подруги и подарить большой букет при всем народе, где-нибудь на дискотеке. И вот пацаны, а мы все работали на деревообработке и получали хорошие деньги, бывало, летали в Вологду за букетом цветов. У нас их купить было негде, — рассказывает «Русской Планете» житель Кичгородецкого района Виташий Шамырев.

К концу 80-х здесь построили современные дороги, и малое авиационное сообщение утратило свою актуальность. В течение 90-х годов аэродромы поэтапно закрылись. Теперь они заброшены, а территории вокруг застроены. Дольше всех функционировала взлетно-посадочная полоса в Кичменгском Городке. Здесь полеты окончательно прекратились только в 2012 году.

Глава администрации Кичгородецкого района Александр Летовальцев надеется, что полноценное авиасообщение с районом снова заработает.

– У нас лучший на северо-западе России аэродром. Длина взлетно-посадочной полосы 1 200 метров. Он используется как запасной для аэропорта Великого Устюга, где часто бывают туманы. До позапрошлого года к нам летал Як-40. Нашему отдаленному району авиация очень нужна. Единственное, дороговато для населения летать. Но если рейсы будут дотироваться, то будет прекрасно. Мы всячески это поддержим. В принципе наш аэродром можно за месяц подготовить к полетам. После его закрытия в 2012 году демонтировали навигационное оборудование. Его можно восстановить, а персонал у нас есть, — сказал «Русской Планете» глава администрации Кичгородецкого района Александр Летовальцев.

Но в Вологде по поводу восстановления пассажирского внутриобластного сообщения, никаких новостей пока нет.

– В Кичгородке хотят летать? А они не сказали вам, что пока самолет летал, на рейс было по три-четыре пассажира? Проект, который мы пока обсуждаем, касается, в первую очередь, частной авиации. Да, действительно, в числе планов есть открытие для взлета и посадки легко-моторной авиации аэропорты в Вытегре, Белозерске и Кичменгском Городке. Но в этом году мы посмотрим, как работает проект в действующих аэропортах, в Череповце, Вологде и Великом Устюге. Только потом, если возможен существенный туристический поток, в чем я лично сильно сомневаюсь, будем говорить о возобновлении работы закрытых на сегодняшний день, выведенных из реестра аэропортов в малых городах, — сказал «Русской Планете» руководитель Вологодского авиапредприятия Валерий Жоголев.

Во всех отдаленных районах Вологодской области есть некоторая потребность в авиаперевозках. Но для коммерческой авиации предполагаемый пассажиропоток невелик.

– Сейчас два раза в неделю из Череповца летает борт в Великий Устюг. Пассажиров набирается не более десяти-пятнадцати человек. Главы администраций могут мечтать о полетах, но кто за это будет платить? В области кризис, — говорит Жоголев.

Так что, в ближайшее время, вероятнее всего, летать над красотами Вологодчины будут только очень богатые авиатуристы из Москвы и Петербурга.

Миллион ненужных бутылок Далее в рубрике Миллион ненужных бутылокИз-за остановки стекольных заводов целому району области грозит банкротство Читайте в рубрике «Общество» Пенсия 25 тысяч рублей? Это фантастика!Почему осуществления планов правительства на пенсии придется подождать? Пенсия 25 тысяч рублей? Это фантастика!

Комментарии

21 апреля 2014, 18:34
В советском прошлом я учился в областном центре. На зимние каникулы до Нюксеницы можно было добраться только на "кукурузнике". Дорогой замерзали, конечно, но денег на билет хватало
16 апреля 2014, 14:19
"В восточных районах Вологодчины, возможность летать самолетом была индикатором уровня благосостояния." Это цитата из статьи. Нет это был не индикатор уровня благосостояния. Это была единственная возможность попасть в областной центр в Никольском районе, не заисимо от того какое у тебя благосостояние.

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Читайте самое важное в вашей ленте
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях и читайте наиболее актуальные материалы
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»