Изношена на 100 процентов
Фото: Елена Зубкова

Фото: Елена Зубкова

В Вологодской области транспортное обеспечение скорой помощи отдадут частникам

10 октября 2013 года в Вологде было подписано соглашение между правительством Вологодской области и автономной некоммерческой организацией содействия здравоохранению «Новая скорая и неотложная помощь». Документ предусматривает перевод транспортного обеспечения скорой помощи в Вологодской области на аутсорсинг. Соглашение подписали губернатор Олег Кувшинников и исполнительный директор АНО «Новая скорая и неотложная помощь» Илья Ковалев.

«Это классический пример частно-государственного партнерства в бюджетной сфере, — сказал губернатор. — Это соглашение позволит нам в самое ближайшее время обновить автопарк скорой помощи не только наших крупных городов, но и районов Вологодской области». По словам Олега Кувшинникова, в рамках проекта до конца 2013 года планируется обновление 20 автомобилей скорой в Череповце и Вологде, еще 60–80 автомобилей будут обновлены в 2014 году. А за пять лет предполагается обновить полностью весь автопарк скорой помощи региона.

По просьбе корреспондента «Русской планеты» соглашение прокомментировал начальник департамента здравоохранения Вологодской области Михаил Дуганов. Он рассказал, что на уровне Российской Федерации проект будут контролировать два экспертных совета: наблюдательный и региональный. В обоих есть представители Вологодской области. Михаил Дуганов уверен, что проект экономически реализуем, ничего фантастического в нем нет, все просчитано и неожиданностей не будет. Однако экономической выгоды в проекте нет.

– Для нас выгода в том, что мы получаем выигрыш во времени и качестве, — объясняет он. — А бизнес, которому скорая помощь отдает непрофильные функции, через какое-то время выйдет на прибыль. Мы услугу получаем сейчас, а платим позднее и постепенно. Инвестор покупает автомобили, везет их к нам, ремонтирует, заправляет топливом и т.д. К этому проекту серьезный бизнес подтянут.

– На сегодняшний день почти треть транспортных средств скорой помощи изношена на 100%, — продолжает начальник департамента. — Денег на покупку новых машин у нас нет. Поэтому для нас не остается другого выхода, кроме как арендовать транспорт у частников. Для региона, в котором большие проблемы с наполнением бюджета — это вариант выгодный.

В теории все выглядит очень красиво. Новые машины и ломаться будут реже, и до пациентов доедут быстрее. Но опыт Волгограда, оказавшегося по вине «Новой скорой помощи» в критической ситуации, когда на линию не вышли 80 машин, не вселяет оптимизма. В Перми тоже скандалов, связанных с этой организацией, хватало. Невыплата заработной платы привела к забастовке водителей. Однако Михаил Дуганов уверяет, что в Вологде такой ситуации не будет. Соглашение подписано с другой организацией — Автономная некоммерческая организация (АНО) «Новая скорая и неотложная помощь». Через несколько дней будет объявлен конкурс. Через месяц, в соответствии с законодательством, опубликуют его результаты.

Вопросов больше, чем ответов

В разговоре с корреспондентом «Русской планеты» главный врач Вологодской станции скорой медицинской помощи Юрий Маркевич не скрывал, что по теме перехода скорой на транспортный аутсорсинг пока вопросов больше, чем ответов.

– Главное — не разрушить то, что есть. АНО «Новая скорая и неотложная помощь» рисует радужные перспективы. Обещают вовремя заменять машины, отслужившие трехлетний срок, на новые. По зарплате очень заманчиво все выглядит. Но печальный опыт Волгограда заставляет нас быть очень осторожными.

Юрий Маркевич говорит, что на первоначальном этапе частники будут обслуживать только 12 машин в Вологде и 8 — в Череповце. Если эксперимент пройдет удачно, то опыт будет распространен на весь автопарк обоих городов. Главврач подчеркивает, что переход должен быть плавным.

Неясным для Маркевича остается вопрос о судьбе водителей. Ведь по проекту машину частник предоставляет уже с водителем. Как сгладить швы, которые неминуемо возникнут на месте разорванной связки врач — водитель? У медиков будет один руководитель, у водителей — другой. Насколько оперативно будет действовать частник, если машина неожиданно сломается? По словам Маркевича, на встрече с модератором проекта задавались эти и многие другие вопросы. Ответы получены далеко не на все из них. В настоящее время идет подготовка к конкурсу, и в департаменте здравоохранения стараются не упустить ни одной важной детали.

Нет сомнений, что вологодские чиновники от здравоохранения постараются изучить вопрос досконально и «подстелить соломки» на случай неудачи. Одно непонятно — к чему такая спешка? К примеру, в Томской области, куда автор и модератор проекта «Новая скорая и неотложная помощь» обращался с предложением услуг, совсем не спешат экспериментировать с аутсорсингом. Хотя идею не отвергают. В Карелии и Ленинградской области тоже не торопятся пойти по малоизученному пути.

По словам томского замгубернатора Чингиса Акатаева, «такая форма государственно-частного партнерства может быть эффективной — если получит поддержку населения. Для региона это новый проект, и, как любое нововведение, он может вызывать вопросы. Их необходимо предупреждать. Все этапы проекта, включая подготовку, должны быть абсолютно прозрачны и глубоко проработаны. К обсуждению нужно привлекать не только руководителей сферы здравоохранения, но и коллективы станций скорой помощи, депутатов всех уровней, профсоюзы, СМИ». К слову, в Томске соглашение не подписывали, а просто 19 сентября провели рабочее совещание, на котором выслушали «проводников аутсорсинга».

Первыми решились сотрудничать с АНО «Новая скорая и неотложная помощь» архангелогородцы. 16 сентября 2013 года губернатор Архангельской области Игорь Орлов и исполнительный директор АНО Илья Ковалев подписали соответствующее соглашение. Таким образом, сегодня у Ковалева два подписанных соглашения о сотрудничестве — с Архангельской и Вологодской областями. У его конкурента — пермского бизнесмена Евгения Фридмана — опыта по части введения аутсорсинга значительно больше. Правда, результаты этого опыта по большей части отрицательные. В реализации проекта «Новая скорая помощь» Фридману более или менее успешно удалось утвердиться лишь в Кировской области и Уфе. В Перми и Волгограде после нашумевших на всю страну скандалов имя Фридмана стало синонимом непорядочности и безответственности, а идея аутсорсинга была дискредитирована.

Насколько проект «Новая скорая и неотложная помощь» отличается от проекта «Новая скорая помощь», лучше всех знает сам 25-летний Илья Ковалев. Ему хорошо знакомы оба проекта. Он в свое время, работая в Агентстве стратегических инициатив, занимался поддержкой проекта Фридмана, а затем, покинув АСИ несколько месяцев назад, начал собственный проект.

Не с того конца начали

– А зачем нашей скорой новые машины? — с такого неожиданного вопроса начала беседу с корреспондентом РП фельдшер Череповецкой станции скорой помощи Надежда Колышева. — Кого эти машины возить будут? Работать-то некому, больше половины врачей и фельдшеров не хватает.

Как рассказала Надежда, катастрофическая нехватка кадров на Череповецкой станции скорой помощи приводит к тому, что медики вынуждены «пахать» за двоих. На вызовы приходится ездить по одному, хотя по правилам в линейной бригаде должно быть два медика. По словам Надежды, машины вместе с водителями часто просто стоят. Иногда вместо семи линейных бригад работают только три, а на каждого фельдшера обычно приходится более 20 вызовов за смену. Надежда уверена, что власти, ввязавшись в аутсорсинг, «не с того конца начали». Начать, по мнению Колышевой и ее сослуживцев, следовало с решения кадрового вопроса.

Читайте в рубрике «Общество» Спецпроект: Семья 3.0 -Демографическая катастрофа или увеличение рождаемостиБудет ли многодетной семья будущего? Спецпроект: Семья 3.0 -Демографическая катастрофа или увеличение рождаемости

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»