«Заботой» по пенсионерам
Автобус без кондуктора. Фото: Елена Зубкова

Автобус без кондуктора. Фото: Елена Зубкова

В Вологде с 1 ноября повысили цены на проезд в общественном транспорте на 20%

Теперь разовый билет на автобус или троллейбус стоит не 16 рублей, а 20. К пенсионерам проявили особую заботу — для них стоимость проезда повысилась на 40% — с 10 рублей до 14.

По словам начальника департамента градостроительства и инфраструктуры администрации города Алексея Осокина, повышение тарифов связано с необходимостью урегулировать проблемы со старением автобусов, нехваткой денег на топливо и зарплаты работникам.

За неделю до повышения руководитель муниципального предприятия ПАТП-1 Алексей Карулин встретился с городским активом ветеранов. Пенсионеры, выслушав рассказ о бедственном положении ПАТП-1, согласились на повышение тарифов. Пенсионерка-активистка Галина Баженова от лица всех пенсионеров даже сказала «спасибо» главе города за повышение платы за проезд.

Насколько довольны или недовольны вологжане изменением тарифов на городском транспорте, выясняла корреспондент «Русской планеты».

– Конечно, совсем не радует это очередное облегчение карманов простых людей, — говорит Лариса Куцентова с улицы Ярославской. — Но самое противное, что преподносится это как подарок. Типа могли бы больше повысить — до 25 рублей.

По мнению Николая Кувалдина, жителя 5-го микрорайона, повышения происходят слишком уж часто:

– 2008, 2010, 2011, 2013 годы. Понятно, что топливо повсеместно дорожает и энергоносители. Но, к примеру, в Челябинске город взял на себя часть этих расходов. Там цена проезда на городском автобусе 15 рублей, и повышать не планируют даже. Да что Челябинск! В Иванове автобус — 13 рублей, троллейбус — 12.

Пенсионерка Наталия Лосева уверена, что повышение цен на проезд не изменит ситуацию с работой общественного транспорта в городе.

– Как ждем автобусов по 40-50 минут, так и будем ждать. Лично я ничего хорошего не жду. Денег, говорят, у них нет на топливо да на зарплату. Зато на установку терминалов и электронные карточки деньги нашлись. За эту «Электронную Вологду» теперь мы и расплачиваемся.

Доцент вологодского Технического университета Олег Пикалев считает, что многое еще не отработано, хотя будущее, бесспорно, за безналичными платежами. В беседе с корреспондентом РП он назвал одной из причин пробуксовки новой системы оплаты проезда недостаток квалифицированных кадров на городском транспорте.

Сомнительная экономия

Если платить за проезд в автобусе не наличкой, а электронной картой, можно удешевить поездку с 20 до 17 рублей. Казалось бы, выгода налицо. Однако вологжане вяло реагируют на возможность сэкономить. Прошло уже больше года с момента введения новой системы, а коренного «перелома в сознании» пассажиров не наблюдается. По-прежнему большинство предпочитают расплачиваться наличными деньгами. Общее мнение тех, кто воздерживается иметь дело с новой системой, таково: дешевле заплатить по полному тарифу наличными, чем связываться с электронными картами. Проблема не в том, что терминалы, установленные в автобусах, ломаются и не в низком качестве самих карт. Терминал починят, «кривую» карту заменят. Только пассажиру от этого не легче: починят и, может быть, заменят — потом. А сейчас — плати за билет по обычному тарифу наличными кондуктору. Нет денег — выходи. И это при том, что с карты сумма за проезд снимается часто в двойном размере.

Сотрудники информационно-справочного центра «Электронной Вологды» на Пушкинской, 15 вывесили на своем сайте подробную инструкцию на тему «Что делать, если терминал не выдал билет или карта не сработала».

Если следовать инструкции, то после неудачного контакта с терминалом, списавшим деньги, но не выдавшим билет, следует купить билет у кондуктора за наличные. Потом необходимо записать номер автобуса, терминала и время. Затем нужно позвонить на Пушкинскую, 15, чтобы передать эти данные. После этого пассажир должен заполнить заявление и принести его на Пушкинскую. В течение месяца деньги обещают вернуть. То есть, чтобы вернуть 17 рублей, нужно потратить 34 рубля на поездку в центр и обратно. Разумеется, здравомыслящих граждан это не устраивает.

Куда ни кинь — везде клин

Все, кто может себе позволить отказаться от электронной карты, отказываются. Но есть категория пассажиров, которым без «пластика» никак не обойтись. Это школьники, которые вынуждены покупать проездные, «привязанные» к электронной карте. Они-то и страдают больше всего из-за сбоев системы. Терминал «шутит» всегда одинаково — недостаточно денег на карте. Кондуктор требует заплатить за билет наличными. Ребенок в панике — денег у него нет. Хорошо, если кондуктор адекватно реагирует на ситуацию. А если попадается злобная тетка, тут уж без ребячьих слез не обходится.

Мнения горожан о работе системы «Электронная Вологда» не замалчиваются. Каждый может высказаться в разделе отзывов, заодно и прочитать уведомления от центра. Например, об очередном сбое в системе или поставке карт от поставщика. Или о проблемах терминалов с чтением школьных и студенческих проездных.

Еще одно неудобство, с которым сталкивается практически каждый держатель электронной транспортной карты, — это невозможность пополнить счет в любое удобное время и любым способом. Можно только наличными и в строго отведенных местах. Об оплате через интернет даже разговоров не ведут

Третий просчет новшества касается безопасности пассажиров. Речь об автобусах без кондуктора, которые появились совсем недавно. Билеты в них продает водитель. Так как основная масса пассажиров едет за наличные, то водитель продает билеты во время движения. Одной рукой рулит, другой отсчитывает сдачу. Пассажиры мирятся с этим явным нарушением инструкции, потому что не хотят терять время. Да и аварий по причине «бескондукторности» пока не было.

Только 30% поездок оплачиваются электронной картой

Если пассажиры не в восторге от нововведения, считают его преждевременным и непродуманным, то чиновники и руководители транспортных предприятий противоположного мнения.

Руководитель МУПАТП № 1 Алексей Карулин, отвечая на вопросы корреспондента РП, сказал, что проект развивается активно.

– За октябрь-месяц совершено 612 тыс. поездок в автобусах предприятия. А общее количество поездок у нас 2 млн. Что касается кадров, то с этим у нас все в порядке.

– А как же объявления в автобусах — требуются инженеры-электроники, программисты?

– Это уже устаревшие объявления. Сейчас все укомплектовано. Почти.

Карулин подчеркнул, что предприятие самостоятельно, без привлечения бюджетных средств, справилось с покупкой и установкой необходимого оборудования,.

Руководитель проекта «Электронная Вологда» Алексей Корюкаев в разговоре с корреспондентом «Русской планеты» сказал:

– Перед запуском проекта «Электронная Вологда» был изучен опыт других городов, в частности Липецка и Астрахани, где подобное нововведение работает успешно. Продумано и взвешено было все. Что касается случаев поломки терминалов в автобусах, то эти случаи единичные и никак не влияют на общую картину.

Действительно, общую картину уже не способны испортить ни терминалы, ни электронные билеты, ни повышение тарифов. Пассажиры мокнут под дождем в ожидании автобуса по 40-50 минут. Муниципальных автобусов в городе стало заметно меньше, и ходят они редко. А после 21:00 совсем не ходят. Администрация города объясняет это сдерживанием тарифов. Якобы их низкий уровень заставил провести оптимизацию. Однако тарифы повысили, а в обратную сторону поворачивать «оптимизацию» никто не спешит.

Проверено на себе

Бумажные проездные билеты остались только для пенсионеров и держателей карты «Забота». Еще полтора года назад по таким билетам можно было ездить на автобусах всех перевозчиков. Затем пенсионерам разрешили ездить только на муниципальных автобусах, принадлежащих ПАТП № 1.

В конце октября 2013 года на сайте «Электронной Вологды» разместили новые тарифы на проездные билеты. Прочитав, что бумажный проездной «Забота» разрешает неограниченное количество поездок у всех перевозчиков, корреспондент РП приобрела этот самый проездной за 650 рублей. И очень пожалела. С 1 по 4 ноября все попытки проехать по карте в автобусах № 9, 43, 40 были безуспешными. Оказалось, что возит пенсионеров по ней только МУПАТП № 1. Приходилось брать билеты по 20 рублей. Муниципальные автобусы как сквозь землю провалились.

Читайте в рубрике «Общество» Двойной удар по ЕГЭПочему готовиться к экзаменам стало проще? Отвечают создатели успешного российского стартапа TwoStu Двойной удар по ЕГЭ

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Анализ событий России и мира
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях. Только экспертный взгляд на события
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»