Одни гитаристы в стране
Учащиеся политехнического колледжа во время занятий. Фото: РИА Новости, Евгений Самарин

Учащиеся политехнического колледжа во время занятий. Фото: РИА Новости, Евгений Самарин

Учить электротехников, радиоэлектроников и программистов скоро будет некому

Техникумы и колледжи Вологодской области могут остаться без преподавателей.

Причины тому две — одна старая, другая возникла лишь год назад. Но обе лишают среднее профессиональное образование кадров и приближают его к ситуации, когда учебные заведения просто не смогут обучать студентов целому ряду профессий и специальностей.

Причины кадрового провала в среднем профессиональном образовании корреспонденту «Русской планеты» объяснила  директор Вологодского колледжа связи и информационных технологий Ирина Дарманская. Во-первых, все последние годы учебные заведения держатся на старых преподавателях, поскольку приток новых окончательно иссяк где-то в середине 2000-х годов. Во-вторых, неравномерное повышение зарплат в общем и профессиональном образовании привело к перетоку преподавателей общеобразовательных предметов в школу, где их зарплата увеличивается примерно раза в два. Руководители профессиональных учебных заведений сглаживают этот перекос, как могут, но их возможности не беспредельны.

Странное повышение

Здесь необходимо пояснить, что в профессиональном образовании преподаватели делятся на две категории — тех, кто ведет общеобразовательные предметы и может быть востребован в школе, и тех, кто должен иметь рабочую профессию, чтобы обучать ей других. Преподавателей-профессионалов найти труднее всего, поскольку бизнес предлагает им куда более высокие заработки, чем любое бюджетное учреждение. Однако с недавних пор не удается удержать и педагогов общеобразовательных предметов.

Ирина Дарманская напомнила о президентских указах о повышении зарплат бюджетникам, которые появились немногим более года назад. Казалось бы, хорошее дело. Но эти указы предусматривают повышение зарплат школьным учителям и преподавателям на разные величины и с разной скоростью. В итоге школьным учителям зарплату подняли в течение последнего года, а преподаватели профобразования почему-то должны ждать года 2018-го.

Совсем недавно колледж связи остался без педагога информатики. При адекватном уровне зарплат можно было бы найти педагога-совместителя среди школьных учителей.

– Однако школьные учителя к нам не идут, потому что по основному месту работы у них зарплата практически в два раза выше, чем у нас, — обрисовала ситуацию Ирина Дарманская.

Какова ситуация с оплатой труда в Вологодской области, корреспонденту «Русской планеты» на примере молодых педагогов показала заместитель директора по учебной работе и профессиональной подготовке колледжа связи Ирина Смолина:

– Новое положение об аттестации предполагает, что первые два года они не могут получить категорию. То есть молодой специалист с высшим образованием, но без категории получит у нас 57 рублей за час.

– Старые педагоги привыкли работать за идею, а молодежь за идею работать не хочет, — говорит Ирина Дарманская. — Сделал шаг и спрашивает — сколько это стоит? А у нас нет денег, чтобы заплатить за этот шаг столько, сколько он хочет.

С миру по нитке

Впрочем, найти информатика — это еще полбеды, колледжу нужны преподаватели технического профиля, например электротехник, радиоэлектроник, программист, специалисты по вычислительной технике, информационной безопасности и информационным технологиям.

Раньше колледж пополнял кадры из своих же выпускников: наиболее способные ребята, получив рабочую профессию, поступали в вуз и потом возвращались обратно уже в качестве мастеров производственного обучения. Однако последний раз местный выпускник вернулся в родные пенаты восемь лет назад. За это время в отрасли произошли колоссальные изменения: повсеместно менялось оборудование, внедрялись новые технологии. Научить студентов новым методам работы могли  производственники. К ним за помощью и стали обращаться руководители учебных заведений..

Сейчас в Вологодском колледже связи работает по совместительству порядка двадцати ведущих специалистов предприятий. Все они читают студентам лекции: кто-то вечерами, кто-то по субботам, кого-то отпускают с работы за час до завершения рабочего дня. Преподают отдельные курсы и модули.

– Я считаю, что они оказывают нам гуманитарную помощь, потому что мы платим им за это по 56 рублей в час, — прокомментировала ситуацию корреспонденту «Русской планеты» Ирина Дарманская. И объяснила, что кадровым специалистам предприятий колледж может заплатить базовую ставку в 3150 рублей, дать 25-процентную надбавку за высшее образование, 5-процентную отраслевую надбавку и 15-процентную доплату за работу в колледже — итого порядка 5 тыс. рублей.

– Вот таким образом бизнес поддерживает образование: направляет своих специалистов, которые ничего у нас не получают, зато читают лекции по серьезным дисциплинам — закладывают основу будущей профессиональной деятельности наших студентов, — подчеркнула руководитель колледжа.

Из последних сил

Если сказать коротко, то сложившаяся практика сотрудничества профобразования с предприятиями логична и неустойчива одновременно. Логична потому, что заменить всех своих совместителей полноценными педагогами, которые бы работали на полную ставку, колледж не может в принципе, даже если вдруг найдет на это деньги.

– У нас в стандартах до 40 различных предметов по 50, 80, 100 часов. Подготовить преподавателя-универсала, который бы знал и электротехнику, и радиоэлектронику, и сети связи, и компьютерные сети, невозможно. Нам даже удобнее сотрудничать с предприятиями, потому что они практики, — пояснила Ирина Дарманская.

Как бы руководство учебного заведения ни подгоняло расписание уроков под график своих преподавателей-совместителей, рано или поздно тем придется выбирать между студентами и семьей. Однако после ухода кого-то из практиков колледж может закрыть подготовку специалистов по конкретной специальности или профессии, если ему не удастся найти замену. По словам Ирины Дарманской, в этом случае она просто не будет набирать новую группу по конкретной специальности.

Подчеркнем: решение о прекращении сотрудничества будут принимать скорее специалисты предприятий, чем их работодатели. Такой вывод напрашивается из разговора с директором вологодского филиала ОАО «МТС» Владимиром Шевердиным.

– Все крупные компании четко осознают, что человеческий ресурс является одним из конкурентных преимуществ. Оборудование и технологии у всех примерно одинаковые, и на первое место выходит профессионализм: если у тебя есть соответствующие кадры, то ты можешь решать большие задачи, — заявил корреспонденту «Русской планеты» Шевердин. Заметив, что его компания опирается прежде всего на собственный кадровый резерв, руководитель вологодского филиала пояснил, что рассматривает сотрудничество с колледжем связи как пилотный проект, который интересен не только студентам и руководству колледжа, но и сотрудникам компании, так как позволяет им развивать компетенции по преподаванию, делиться приобретенным опытом и самореализовываться.

Осознают ли неустойчивость нынешней системы сами педагоги? Безусловно. Профобразование опирается сейчас на помощь работодателей и старые кадры советской закалки.

– Здесь работают люди, которые умеют и могут трудиться, и для которых слово «надо» превыше слов «хочу» и «могу». Если не хочу и не могу, но надо, то захочу и смогу сделать, — так охарактеризовала их Ирина Дарманская. Однако она призналась, что с содроганием думает о «часе икс», когда основной костяк ее коллектива уже не сможет работать в силу своего преклонного возраста: «Сколько протянем? Год, два, три или полгода? Ведь замены нет». И так везде.

Подготовка кадров для профессиональных учебных заведений — это вопрос государственной политики, которой пока не просматривается. Но педагоги гонят от себя такие мысли.

– Мы жить должны, понимаете?! Нельзя говорить, что все плохо, когда за спиной 680 детей, полторы тысячи родителей и сто человек коллектива, — заключила Ирина Дарманская.

Читайте в рубрике «Общество» Спецпроект: Семья 3.0 -Демографическая катастрофа или увеличение рождаемостиБудет ли многодетной семья будущего? Спецпроект: Семья 3.0 -Демографическая катастрофа или увеличение рождаемости

Комментарии

Авторизуйтесь чтобы оставлять комментарии.
Интересное в интернете
Не пропустите лучшие материалы!
Подпишитесь на «Русскую планету» в социальных сетях
Каждую пятницу мы будем присылать вам сборник самых важных
и интересных материалов за неделю. Это того стоит.
Закрыть окно Вы успешно подписались на еженедельную рассылку лучших статей. Спасибо!
Станьте нашим читателем,
сделайте жизнь интереснее!
Помимо актуальной повестки дня, мы также публикуем:
аналитику, обзоры, интервью, исторические исследования.
личный кабинет
Спасибо, я уже читаю «Русскую Планету»